Главная страница
Домашняя страница Карта сайта Контакты

Хроника строительства

1980 год

Август. 28 августа из вертикального ствола ?ахты на будущей станции "Уральская" вынут первый экскаваторный ков? земли. На следующий день была создана партийная организация Свердловского Метростроя. Её секретарем избран горный инженер-марк?ейдер Ю.А.Пестряков. Сентябрь. На станции "Уральская" развернулись горнопроходческие работы. Октябрь. Началось строительство ствола № 7. В районе станции "Динамо" организована выноска инженерных коммуникаций. Ноябрь. Первые заказы метростроевцев (на металлоформы, анкерные крепления, горнопроходческие комплексы и другое оборудование, материалы, инструменты) размещены на Уралма?е, З?С и других предприятиях Свердловска и области. Декабрь. На станции "Уральская" собран копер для размещения горного ?ахтного комплекса. За первый год строительства было пройдено 28 метров различных горных выработок.

1981 год

Январь. В районе станции "Уралма?" и "Ма?иностроителей" началось перемещение инженерных и транспортных сетей. Февраль. На станции "Динамо" и "Площадь 1905 года" увеличена доля горно-капитальных работ, начато обустройство поверхностных площадок. Апрель. Приказом директора института Уралгипротранс организован специализированный отдел по проектирования объектов метро и тоннельных сооружений. Май. на станции "Уральская" закончена проходка ?ахтного ствола. ?юнь. Начался снос старых домов в районе стройплощадки станции "Площадь 1905 года". ?юль. Открылось строительство завод железобетонных конструкций и предприятия по выпуску товарного бетона и раствора. Октябрь. на станции "Динамо" завер?ена проходка ?ахтного ствола. На станции "Площадь 1905 года" начата проходка подходной выработки - ответвления от вертикального ствола. Декабрь. Построен и введен в эксплуатацию первый административно-бытовой корпус (станция "Уральская"). Всего в 1981 году пройдено 122 погонных метра выработок.

1982 год

Январь. Впервые было ре?ено освоить на строительно - монтажных работах подземки не менее трех миллионов рублей. Февраль. Закончена армировка ?ахтного ствола на станции "Площадь 1905 года". Апрель. Свердловский обком КПСС приняло постановление: ввести пусковой участок первой очереди метрополитена к 5 ноября 1989 года. Ре?ено организовать отливку и обработку чугунных тюбингов на ма?иностроительных завода Среднего Урала. Май. Началась разработка самого боль?ого котлована под станцию "Проспект Космонавтов". ?юнь. В Свердловске создана самостоятельная генподрядная организация - тоннельный отряд №34. Руководителем его был назначен А.М.Сапожников. ?юль. На станции "Уральская" завер?ено сооружение подходной выработки. Готовы также насосная камера и рудничный двор. Август. на самом длинном перегоне пускового участка между станциями "Ма?иностроителей" и "Уральская" началось строительство тоннелей. За первые полтора месяца было пройдено 30 метров будущей транспортной магистрали. Сентябрь. На станции "Проспект Космонавтов" смонтирован козловой кран, построен ду?евой комбинат для рабочих. На станции "Уральская" сдан в эксплуатацию железнодорожный тупик с прирельсовыми складами. На станции "Площадь 1905 года" смонтирован копер. Декабрь. Подведен итог года, пройдено 304 метра горных выработок.

1983 год

Февраль. Коллектив треста Строймеханизация № 2 начал разработку котлована под станцию "Уралма?". К обслуживанию объектов метро приступил Свердловский горноспасательный отряд. ?юнь. На перегоне "Площадь 1905 года" - "Динамо", началась проходка обоих тоннелей. ?юль. Организуется разработка котлована под станцию "Ма?иностроителей". Октябрь. Смонтирована конструкция первого вестибюля станции "Проспект Космонавтов". Ноябрь. Завер?ен монтаж вестибюля № 2 на станции "Проспект Космонавтов". Декабрь. Протяженность тоннелей в 1983 году увеличилась на 657 метров.

1984 год

Январь. На станции "Динамо" закончилась подготовка к проходке левого и правого тоннелей в сторону станции "Уральская". Март. Подразделения трестов Свердловскгражданстрой приступили к возведению объектов электродепо и железнодорожной ветки к нему. ?юль. В свердловском Доме архитектора открылась выставка 50 проектов заказного творческого конкурса на луч?ее оформление ?ести станций первой очереди. Август. На стройплощадки подземки поступили первые кольца чугунной обделки (тюбинги), обработку которых начал Уралма?. Сентябрь. В левом перегонном тоннеле, связывающем соседние станции "Проспект Космонавтов" и "Уралма?", собран горнопроходческий щит КМ-34. Его хозяином стал коллектив третьего участка. Ноябрь. В ТО-34 создан собственный учебный пункт, что позволило значительно улуч?ить подготовку и обучение кадров. Численность отряда достигла 720 человек. Декабрь. Проходчики Свердловского Метростроя преодолели за год под землей 1357 метров.

1985 год

Апрель. В котловане станции "Уралма?" состоялась первая сбойка перегонных тоннелей. Бригада проходчиков ?естого участка на пути к этой цели пробила подземный коридор длинной в 906 метров. Точность сбойки - почти абсолютная. ?юнь. Пройден рабочий ствол №10 на перегоне между станциями "Уральская" и "Ма?иностроителей". Август. Установлен месячный рекорд проходки тоннелей. Бригада Анатолия Казанцева с ?естого участка превзо?ла рубеж ста метров. Сентябрь. Ещё одно достижение. За месяц бригады Свердловскметростроя сообща про?ли 315 метров. Октябрь. Организовано управление Свердловскметрострой. В него во?ли два тоннельных отряда №34 и №36, управление механизации, УПТК, дирекция строящейся производственной базы. На помощь уральцам из других организация страны прибыло более 30 опытных ?ТР. Ноябрь. Возведение объектов на станциях "Площадь 1905 года", "Динамо" и "Проспект Космонавтов" поручено тоннельному отряду № 36. Декабрь. Пущен завод ЖБК. В основном закончилась выноска инженерных коммуникация на всей протяженности пускового участка. На 17 дней рань?е срока завер?ил план коллектив второго участка ТО-36. Бригада В.М.Гусельникова записала на свой счет свы?е 500 метров пробитого под землей пути. Тоннели и горные выработки в 1985 году "подросли" на 3202 метра.

1986 год

Февраль. 22-го числа, в 15-55, в районе ствола №10 в левом перегонном тоннеле ещё одну сбойку осуществили проходческие бригады В. Тупицына и Ф. Попова. Для этого им при?лось одолеть свы?е 700 метров. Март. На сооружение станционных тоннелей "Уральской" начался монтаж чугунной "оболочки" из тюбингов боль?ого диаметра (8,5 метров). Апрель. Проходчики начали пробивать левый перегонный тоннель под городским прудом - на одном из самых сложных участков строительства. В канун 116 - й годовщины со дня рождения В.?.Ленина на станции "Ма?иностроителей" досрочно был пройден перегонный тоннель до станции "Уралма?", обеспечив сквозной проезд. В адрес метростроевцев прибыл еще один горнопроходческий комплекс КМ-34. Высокопроизводительный агрегат передан коллективу пятого участка. ?юнь. На станции "Проспект Космонавтов" развернулись архитектурно отделочные работы. В районе площади 1905 года началось строительство инженерного корпуса метрополитена. В связи с сооружением южного вестибюля станции "Площадь 1905 года", пе?еходного перехода в районе улицы 8-го Марта и Театрального переулка был организован перенос трамвайных путей на улицу Московскую. ?юль. За ?есть месяцев метростроевцы про?ли 1890 метров тоннелей разной сложности. На станциях мелкого заложения разработано свы?е 50 тысяч кубических метров грунта, смонтировано почти ?есть тысяч кубометров сборных ЖБК. Август. Бригада Н.Вопилова со станции "Уральская", пробив под землей 750 метров правого перегонного тоннеля, совер?ила сбойку на стволе №10. Октябрь. На станции "Уралма?" закончился монтаж конструкций вестибюля №2. На станции "Площадь 1905 года" началось строительство станционных тоннелей. Ноябрь. В музее революционной, боевой и трудовой славы Свердловской ЖД открылась постоянная выставка, посвященная строительству первого на Урале метрополитена. Декабрь. За год пройдено 3414 погонных метров различных тоннелей, в том числе станционных.

1987 год

Февраль. На станции "Уральская" началось строительство наклонного эскалаторного хода. Архитектурно-отделочные работы развернулись на станции "Ма?иностроителей". 23 февраля проходчики произвели сбой тоннелей между станциями "Проспект Космонавтов" и "Уралма?". За два года напряженного труда горнопроходчики преодолели 1123 метра в скальном грунте. Апрель. Строительство Свердловского метрополитена возглавил П.В. Семенов - опытный руководитель и специалист, быв?ий управляющий трестом Та?Метрострой. Май. Началась разработка котлована под вестибюль №1 станции "Площадь 1905 года". ?юнь. 10-го числа начато сооружение 18-метрового монолитного свода станции "Уралма?". ?юль. Первые тюбинги уложены в эскалаторном тоннеле на станции "Динамо". Август. ?з котлована станции "Ма?иностроителей" проведена сложней?ая проходка под железнодорожными путями в направлении вестибюля №1 и проходных З?Ка. Ноябрь. Задания двух лет двенадцатой пятилетки рань?е строка выполнил отряд №34. Декабрь. Одолев под городским прудом несколько сот метров, осуществили сбойку с тоннелем идущим от станции "Динамо". На станции "Уральская" развернулись работы по проходке среднего станционного тоннеля - наиболее ответственная часть строительства подобных объектов. В городе началось сооружение молодежного центра "Метрострой". ?тог года: освоено 27 миллионов рублей капиталовложений, пробито под землей 3200 метров перегонных и станционных тоннелей.

1988 год

Январь. Бригада проходчиков пятого участка тоннельного отряда № 34 в левом перегонном тоннеле, идущем к станции "Ма?иностроителей", смонтировала тысячное кольцо чугунной обделки и добилась рекордной среднемесячной проходки на зде?нем этапе - 45 погонных метров. Февраль. В перегонном тоннеле от "ма?иностроителей" к станции "Уралма?" уложены первые кубометры бетона на устройстве постоянного железнодорожного пути. Март. Отделочные работы с использованием мрамора Нижнетагильского месторождения начались на станции "Уралма?". Первый тюбинги установлены на сооружении наклонного эскалаторного тоннеля на станции "Площадь 1905 года". Бригада отделочников ?.Торгачева из управления Союзметроспецстрой приступила к облицовке белым коелгинским мрамором колонн подземного перрона станции "Ма?иностроителей". Апрель. Комплексаня бригада Н.Чулпанова со второго участка произвела сбойку правого подземного коридора, связав?его станции "Площадь 1905 года" и "Динамо". Пройдено, в том числе под городским прудом, 736 метров. Май. ?сполком Свердгорсовета принял ре?ение "О дополнительный мерах по обеспечению досрочного ввода в эксплуатацию первого пускового участка Свердловского метрополитена в IV квартале 1989 года." ?юнь. На станции "Ма?иностроителей" начат монтаж первого эскалатора. ?юль. Создано управление Свердловского метрополитена. На возведение веток в электродепо молодежная бригада А.Бабина начала монтаж двустороннего тоннеля на основе новой, прогрессивной технологии - из блоков ЦСО. Август. Закончена укладка путевого бетона в правом перегонном тоннеле между станциями "Уралма?" и "Ма?иностроителей", на участке началось движение мотовоза по ?ирокой колее. Сентябрь. на станции "Уралма?" завер?ено бетонирование свода платформенного участка. Октябрь. Комплексная бригада Л.К. Тонина с четвертого участка досрочно справилась с работами на сводовой части станции "Динамо". Начат монтаж СТП на станции "Уралма?". Ноябрь. Бригада проходчиков А.Пелинского совер?ила сбойку в левом перегонном тоннеле на трассе между станциями "Уральская" и "Ма?иностроителей", позади - 1560 метров. Коллектив во главе с Б.Шиляевым (первый участок, тоннельного отряда № 34) в сложней?их геологических условиях с помощью комплекса КМ-34 совер?ил сбойку в правом перегонном тоннеле на участке "Уральская" - "Динамо". Декабрь. Введена база МТС УПТК производственной мощностью 10000 квадратных метров. С начала строительства метро на объектах пускового комплекса выполнено различных работ на 97 миллионов рублей. Пройдено 12500 погонных метров перегонных, 1220 - станционных и эскалаторных тоннелей.

1989 год

Январь. Архитектурно - отделочные работы начались на пе?еходном переходе №3 станции "Проспект Космонавтов". К сооружению обратного свода приступили на станции "Динамо". В исполкоме Свердгорсовета состоялось собрание представителей трудящихся города. Трудовые коллективы взяли ?ефство над строительством станций. Метрополитен ре?ено объявить народной стройкой. Февраль. Первый студенческий строительный отряд - "Антрацит" из горного института - по договору с тоннельным отрядом №36 спустился под землю, чтобы отныне после занятий, во вторую смену, помогать строителям. После сбойки, проведенной бригадой проходчиков Ю.Гнидина в левом перегонном тоннеле между станциями "Динамо" и "Уральская", обеспечен сквозной проезд поезда под землей по всей трасс пускового участка от центра города до станции "Проспект Космонавтов". Март. На помощь метростроевцам Свердловска стали прибывать проходчики, отделочники, изолировщики из Москвы, Минска, Ленинграда, Та?кента, Куйбы?ева. С начала строительства освоено 133,3 млн. рублей. Апрель. Комплексная бригада С.Деревянкина на неделю рань?е срока завер?ила проходку правого перегонного тоннеля длинной в 1562 метра - от станции "Ма?иностроителей" до ствола №10 ( в районе Завокзальной улицы). В ленинском коммунистическом субботнике приняло участие около 2000 метростроевцев. На помощь им при?ли студенты вузов, техникумом, а также добровольцы с ?евствующих предприятий - Уралма?а, З?Ка, ПО Пластик. ?юнь. Начаты работы по монтажу эскалаторов в вестибюлях №1 станции "Ма?иностроителей" и "Уралма?". Для оказания помощи метростроителям также прибыли строители с БАМа, из Харькова и Новосибирска - всего около 200 человек. В Свердловск поступило 24 вагона для метрополитена. Заказ уральцев выполняют ленинградские ма?иностроители, уже изготовив?ие и отправив?ие в первом полугодии 48 вагонов. Обкатка электричек проходила в Новосибирске. Завер?илась проходка наклонного хода на станции "Уральская" и совмещенных тяговых подстанций (СТП) на станциях "Площадь 1905 года" и "Динамо". Закончен монтаж конструкций СТП на станции "Ма?иностроителей". ?юль. Проходчики участка, которым руководит В.Н.Новицкий, к середине месяца совер?или сбойку - в правом тоннеле на перегоне от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Уралма?". Обеспечено сквозное движение рабочих поездов по обоим тоннелям до центра города.

Материал взят с сайта http://ekbmetro.by.ru/